Позвонить в МаркетСтудию: +7 (902) 5198658

Что мы знаем о коррупции? Достаточно немногое, ведь в России ее почти не осталось. К сожалению, этого нельзя сказать о большинстве стран остального мира, где коррупция имеет глубокие исторические корни. Наш материал — небольшой экскурс по способам борьбы со взяточничеством (и даже со мздоимством) в прошлом.


Казнь Египетская

История коррупции
История коррупции

Первые новости о коррупции относятся еще к миру эллинов. Предприимчивый наместник Египта Клеомен, в 320-е годы н.э. умудрился использовать свою должность для спекуляций на рынке зерна, в результате чего жители Греции оказались на грани голодной смерти. Сам Клеомен, само собой, неплохо заработал. Однако радоваться нажитому непосильным трудом богатству царю оставалось недолго: узнав о происшедшем, Александр Македонский приказал мздоимца казнить, сварив в кипящем масле.





Метод города Брюгге




В средние века Брюгге являлся одним из крупнейших центров торговли. Это было обусловлено и географическим положением города, и экономической политикой Западной Фландрии. Само собой, коррупция здесь процветала — до определенного момента. В 1498 году, городские власти, уставшие от такого произвола, заказали серию оригинальных картин. На полотнах во всех деталях были изображены пытки, предусмотренные для пойманных с поличным взяточников. Все работы вывесили в городской ратуше, где их могли лицезреть заседающие в суде и магистратуре чиновники. Как ни странно, метод оказался действенным: пока картины не сняли, уровень коррупции оставался на поразительно низком уровне.    

Метод царя Камбиса


Камбис II (также Камбиз, др.-перс. Камбӯджия) — персидский царь, правил в 530 — 522 года до н. э., из династии Ахеменидов. Старший сын Кира Великого. О царствовании Камбиса нам известно по рассказам греческих историков и по египетским надписям, относящимся ко времени завоевания Египта персами.
Камбис, царствовавший в древней Персии, столкнулся как-то раз с неприятной ситуацией: один из его главных судей оказался взяточником. Царь, отличавшийся не только мудростью, но и крутым нравом, вышел из ситуации с честью. Он пригласил сына мздоимца занять место судьи в центральном суде. Когда будущий судья пришел на работу, то обнаружил стоящее за своим столом изысканное кресло. Обивка его была сделана из кожи, которую Камбис снял с отца-коррупционера.


слева — «Арест неправедного судьи Сисамна»; справа — «Казнь неправедного судьи Сисамна» Герард Давид Суд Камбиса, 1494—98 Доска, темпера. 182×159 см
слева — «Арест неправедного судьи Сисамна»; справа — «Казнь неправедного судьи Сисамна» Герард Давид Суд Камбиса, 1494—98 Доска, темпера. 182×159 см

слева — «Арест неправедного судьи Сисамна»; справа — «Казнь неправедного судьи Сисамна»
Герард Давид
Суд Камбиса, 1494—98
Доска, темпера. 182×159 см


25. Так сказал Дарий. Затем царь поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артаферна и вместе с Гистиеем отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана — Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из неё ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло, Камбис назначил судьёй вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит.

— Геродот, История. Книга 5, глава 25.



Метод Ивана Грозного



Коррупция была и в древней Руси. С нею многими веками боролись великие князья, но первым, преуспевшим на этом нелегком поприще стал небезызвестный царь Иван IV, прозванный Грозным. Лучше всего о методах и успешности Грозного может сказать эта цитата, принадлежащая французскому дипломату Арнольду Шамю: «Московию не узнать – страх смерти изменил эту страну так, что наши купцы теперь не знают, как дела вести. Даже местные княжны подарков не берут, ибо каждый день мздоимцев прелюдно разрубают на куски прямо на городской площади».
Иван IV считал борьбу с коррупцией делом первостепенной важности и зачастую сам проводил суды. Например, одному из дьяков, получившему взятку золотыми монетами, спрятанными в гусе, справедливый царь приказал по локоть отрубить руки, и по колено ноги. При этом царь все спрашивал участливо: «Вкусно ли гусиное мясо?»


От обратного



Становление единой Китайской империи привело, помимо всего прочего, к уникальной ситуации: большая часть денежных средств целой страны оказалась в руках крупнейших торговцев. Не в последнюю очередь, к этому причастен высокий коррупционный уровень среди чиновников. Устав бороться со взяточниками привычными китайскими способами (как-то варка в кипящем масле и последовательное лишение разнообразных частей тела) император Цинь Шихуанди решил просто опередить всех мздоимцев сам. Для начала, он построил себе 700 дворцов — по паре в каждой провинции. Метод сработал только отчасти: многие чиновники просто были лишены самого источника взяток, ведь большая часть лишних денег шла напрямую императору.



В своей «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада. Иллюстр.: Гюстав Доре.
В своей «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада. Иллюстр.: Гюстав Доре.
В своей «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада. Иллюстр.: Гюстав Доре.
В своей «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада. Иллюстр.: Гюстав Доре.

В своей «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада. Иллюстр.: Гюстав

Доре.




Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Уруинимгина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артха-шастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

С аналогичными проблемами сталкивались и фараоны Древнего Египта, в котором сложился огромный бюрократический аппарат чиновников, позволявший себе творить беззаконие и произвол в отношении свободных крестьян, ремесленников и даже военной знати. Сохранилось поучение некоего Итахотела, который рекомендует: «Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, твое жалованье будет в исправности, ибо плохо тому, кто противится перед начальником, но легко жить, когда он благоволит».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «...начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело...»; «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх.23:8, см. также Втор.16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.

В древнеримских Законах XII таблиц термин «corrumpere» начинает использоваться в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью»: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении, [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по [этому] делу?)».

Важный импульс к осмыслению коррупции дают труды Никколо Макиавелли. Коррупцию он сравнивал с болезнью, например с чахоткой. Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно.

Начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков уменьшился по сравнению с остальным миром.

Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, началось очередное усиление государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой — рождался крупный частный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» — уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно в странах Западной Европы после Второй мировой войны), получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы и транснациональные корпорации платили не лично политикам, а в партийную кассу.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).


Древняя Русь

Первые официальные упоминания о посуле, как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий, имеются в Двинской уставной грамоте 1397-1398 гг., в ст. 6 которой говорилось: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто изымав татя с поличным, а посул собе возмет, а наместники доведаются по заповеди, ино то самосуд; а опрочь того самосуда нет». Иными словами, в этой статье речь идет о незаконном присвоении потерпевшим от кражи судебных полномочий (самосуде). При этом самосудом признается незаконное получение денежной компенсации, причитавшейся наместнику, на которого возлагалось осуществление правосудия. Некоторые ученые полагают, что данная норма запрещала наместнику отпускать пойманного вора за взятку. Тем не менее большая часть исследователей истории российского законодательства полагает, что понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской Судной грамоты 1397 г., ст. 4 которой гласила: «А князь и посадник на вече суду не судять, судити им у князя на сенех, взирая в правду по крестному целованью. А не въсудят в правду, ино Бог буди им судиа на втором пришествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику». Упоминания о посулах также можно встретить в Новгородской Судной грамоте и в Судебнике 1497 г., в ст. 33 и 34 которого запрещалось неделыцикам брать посулы с тяжущихся для судей и лично для себя. В свою очередь, в ст. 68 говорится о запрещении взимать посулы и давать ложные показания на суде по всем городам и волостям русского централизованного государства, что указывает на стремление великокняжеской власти бороться с бесчисленными проявлениями мздоимства. Благодаря мздоимству и лихоимству на Руси появилось великое множество поговорок и пословиц о взятках и взяточниках. Вот некоторые из них:

  1. Не подмажешь - не поедешь.
  2. Суд прямой, да судья кривой.
  3. Судьям то и полезно, что в карман полезло.
  4. Всяк подьячий любит калач горячий.
  5. Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом.
  6. Земля любит навоз, лошадь - овес, а судья - принос.
  7. Пред Бога - с правдой, а пред судьей - с деньгами.



Обcудить на форуме (комментариев 0).

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

www.work-zilla.com

В то время на форуме...

Реклама от Market-Studio.com

Разработка и сопровождение сайтов / форумов / интернет магазинов. .
Обучение вашего персонала работе с собственным сайтом или форумом

Справки по телефону +7.902.5198658
http://www.market-studio.com/

Реклама от Market-Studio.com

Хотите выгодно застраховать свою недвижимость или имущество?
Ваш страховой агент в Усть-Илимске и Усть-Илимском районе
Страхование имущества и недвижимости физических и юридических лиц.
Справки по тел: +7.902.76-28-760