Телефон МаркетСтудии: +7 (902) 5198658

Суеверия в разных странах мира

Суеверия в разных странах

Голубоглазые люди наводят порчу, зато черная кошка – это к удаче. Нельзя втыкать палочки в рис и, тем более, смотреться в зеркало в темной комнате – это может иметь страшные последствия! 
Приметы и суеверия в разных странах мира выглядят, порой, весьма забавно, но иногда могут и напугать...

В каждой культуре существуют суеверия. И продвинутый европеец, и абориген из племени туарегов, верит в чудесную силу талисманов и опасается дурного глаза. Некоторые приметы у жителей разных стран схожи: подкова – знак удачи, число 13 – мрачная «чертова дюжина», разбилось зеркало – жди беды. Но бывает, что одно и то же предзнаменование имеет совершенно противоположный смысл. 

Пресловутая встреча с черным котом в России сулит беду и требует немедленных профилактических мер в виде плевка через плечо. Англичане же напротив дарят открытки с изображением черных кошек, желая друг другу удачи. Словом, знакомство с приметами и суевериями из разных стран наверняка вас удивит и позабавит.

Занимательны суеверия, бытующие в Греции. Многие ее жители привыкли носить в кармане или кошельке косточку летучей мыши – от дурного глаза. В то же время убийство этого зверька, даже во имя добычи заветной косточки, считается очень плохой приметой.
Еще в Греции (как с недавних пор и в России) для отвода сглаза к одежде крепят амулет в виде синей бусинки с нарисованным на ней зрачком. Подходит и любая другая синяя бусинка. Этот цвет обороняет от зла, хотя одновременно считается весьма опасным: голубоглазые люди чаще всего наводят порчу! Поэтому если ваши глаза небесной синевы, не расточайте комплементов, путешествуя по Греции. Впрочем, управа на вас найдется. Хитрый грек просто тихо произнесет: «Scorda!» («чеснок») и трижды плюнет. Благо, не на вас, а на себя.

В любом уважающем себя греческом доме вблизи от порога растет пышный кактус. Вооруженный острыми колючками, он эффективно охраняет жилище от разных бед.
Любая обувь, перевернутая подошвой вверх предвещает нехорошее. Поэтому если вы, разуваясь в доме у грека, уронили ботинки, и они приземлились вверх подошвой, немедленно верните их в нормальное положение и скажите «Scorda!». Пара плевков при этом не помешает.

Любой грек знает, что если он чихает, то кто-то в этот момент о нем говорит. Чтобы узнать, кто именно, чихнувший попросит вас назвать любое число. Сложив цифры, из которого оно состоит, он узнает порядковый номер первой буквы в имени. Например, сумма равна 5. Считаем... буква Д. Значит вспоминает его Демис, Дионис или Дрокупполос. Поскольку уверенным в том, что Дрокупполос не расточает гадости, быть нельзя, то на всякий случай прозвучит сакраментальное «Scorda!».

Везение и удача будут сопутствовать тому жителю Англии, который встретит на улице черную кошку, найдет листок клевера с четырьмя «лопастями» вместо трех, в первый день месяца громко произнесет фразу «белые кролики» и поймает как можно больше падающих осенних листьев. И, напротив, пройти под лестницей, разбить зеркало или увидеть сороку – предзнаменования весьма дурные.

Ни один истинный англичанин в здравом уме не раскроет зонтик на пороге своего дома и не поставит новые ботинки на стол – эти действия, уверены жители Туманного Альбиона, зовут в дом смерть.

В некоторых районах Англии ужасной неприятностью считается увидеть сразу 2 или 3 ворон. Однако, как гласит легенда, когда все вороны улетят из Тауэра, дни Англии будут сочтены. Неудивительно, что сохранение тамошней вороньей популяции стало делом государственной важности.

Англичанин будет очень раздосадован, если увидит летучую мышь или услышит ее крики. Так уж повелось со средневековья, что эти зверьки считаются спутниками ведьм. А лучшей защитой от дурного глаза в Англии считается радужное пятно павлиньего пера.

Соседи англичан, уроженцы Ирландии, издавна слывут одним из самых суеверных народов. Давным-давно только что разродившиеся ирландки имели привычку ходить по колено в воде с новорожденным ребенком на руках, чтобы проверить, человеческое это дитя или коварная фея, забавы ради принявшая человеческий облик. Любому ирландцу известно, что оборотни боятся воды. Также «потусторонние» младенцы могли выдать себя любовью к волынке: нередко инструмент клали рядом с колыбелью, наблюдая, не проявит ли дитя нездоровой тяги к музыке.

Особой магией в наши дни ирландцы наделяют железо и тех, кто его «укрощает» – кузнецов. Считается, что люди этой профессии при надобности могут отогнать злого духа или излечить от болезни.

«В каждой избушке свои погремушки» – это про Италию. Здесь в каждой области – целый букет собственных поверий. Но есть и универсальные. Так, счастье придет к любому итальянцу, который услышит, как чихает кошка. Зато птичка, залетевшая в дом – это скверно. Нелюбовь к пернатым распространяется даже на отдельные перья, особенно павлиньи, которые имеют наверху пятно, подозрительно похожее на «дурной глаз».

Тема дурного глаза («maloccio») беспокоит итальянцев чрезвычайно. Потому и рецептов против него – множество. К примеру, можно сложить из пальцев защитную «козу»: указательный и мизинец выставлены, остальные подогнуты. А можно носить на шее кулончик в виде рога. Итальянцы не доверяют комплиментам, считая их главным оружием сглаза. Если вы похвалите младенца, не удивляйтесь, когда его родитель станет тыкать в вас «козой».

Чтобы определить, есть ли на вас порча, итальянцы советуют уронить каплю оливкового масла в святую воду. Если капля сохранит свою форму, то все в порядке, а если растечется по поверхности – дурной знак.

Суеверный итальянец при виде монахини непременно постарается коснуться чего-нибудь металлического (аналог стука по дереву), «чтобы удача не отвернулась». Если же он на кого-нибудь обидится, то может бросить в след: «Твоя монахиня!» и таким образом обречь обидчика на невезение.

В Китае многие поверья связаны с метлой. Считается, что в каждом помеле обитает дух, поэтому пользоваться этим предметом следует осторожно. Подметать дом можно, а вот чистить алтари или домашние статуи богов – нельзя. А уж ударить кого-то веником – это и вовсе равносильно многолетнему проклятью. Особенно скверно, если метла коснется головы.

Счастливым числом в Китае считается 8 (слово «восемь» фонетически напоминает слово «удача»), а несчастливым – 4 (которое звучит как «смерть»). Соответственно, число 8 стараются использовать как можно чаще, а четверку игнорируют, избегая ее появления в номерах машины, квартиры, улицы. Другой нехорошей цифрой считается 1 – «одиночество».

Несмотря на то, что многие боги и герои изображаются с усами и бородой, ношение этих «аксессуаров» в китайском обществе не приветствуется – бородач или усач может запросто навлечь неудачу не только на себя, но и на свое семейство.

А еще ни один китаец не станет подстригать ногти после 12 ночи – чтобы не привлечь визитеров с того света.

Многие приметы в Японии связаны с предвестием смерти. Не следует втыкать палочки в рис. Подушка никогда не должна быть направлена на север. Не стоит фотографироваться втроем – тот, кто окажется посередине может навлечь на себя погибель. Не желательно оставлять на ночь незанавешенным зеркало в спальне. И уж ни в коем случае нельзя в темноте в него смотреться. К этим приметам японцы относятся с большой серьезностью.

Чтобы не навлечь на себя неудачу, верят японцы, не стоит отвечать человеку, который разговаривает во сне. Также нужно избегать поломанных расчесок и гребешков. На место, где недавно сидел нищий, нужно кинуть ритуальную щепотку соли.

Так же как китайцы, японцы придают немалое значение числам. «Четыре» произносится по-японски как «shi», что созвучно слову «смерть», а «девять» – «ku» – напоминает слово «боль». Соответственно, эти цифры не пользуются в Стране Восходящего Солнца особой любовью: например, в больницах обычно нет 4-го и 9-го этажей.



Космонавты и их суеверия

Космонавты и их суеверия


Как показывает практика, космонавты и специалисты, готовящие космический корабль к старту на Земле, люди весьма суеверные. Причем, верят они в приметы, которые подчас сами и выдумывают.


Так, старт какого-либо корабля никогда не назовут «последним»: к примеру, «последний старт к станции Мир…» предпочтут назвать «крайним», «итоговым», каким угодно, но не последним. Также космонавты никогда не прощаются с провожающими – от греха подальше.

Есть еще десятки суеверий и примет, определяющих жизнь космонавтов и обслуживающего персонала. Большая часть из них зародилась на заре космической эры, причем, авторство приписывают самому Генеральному конструктору Сергею Королеву.


С Королевым в космосе вообще связано многое, и, что самое интересное, его приметы и суеверия оправдываются. У знаменитого Главного конструктора был «счастливый» оператор, который всегда нажимал по команде на кнопку «старт», капитан Смирницкий. Ни один пуск ракеты не обходился без Смирницкого. Даже когда у того была экзема, он всё равно нажимал на кнопку, потому что Королёв считал, что у того человека «лёгкая рука». Он же, строго-настрого запрещал появляться на стартовой площадке во время запуска одному из своих конструкторов (однажды во время его дежурства произошла какая-то неприятность) и лично следил, чтобы тот даже носу не казал.



Достоверно известно, что Генеральный конструктор не любил старты по понедельникам и всегда переносил дату, если она падала на понедельник. Почему – так и осталось большой загадкой. Тем не менее, свою точку зрения Королев отстаивал на самом верху, из-за этого даже разгорались нешуточные конфликты. Первые три года космической эры запусков по понедельникам не производили, а потом все-таки выкатили ракету-носитель на старт к понедельнику. Как удалось уговорить Королева и его команду (также давно заразившуюся суеверием шефа) – неизвестно. Однако понедельник сыграл свою роковую роль.



Стартовавшая 10 октября (понедельник) 1960 года ракета-носитель «Молния» с автоматической станцией для исследования Марса взорвалась. Следующая попытка запустить космический корабль в понедельник была предпринята 11 ноября 1961 года. Cпутник-разведчик «Зенит» на орбиту так и не попал – взорвалась ракета-носитель. Автоматическая станция, которая должна была достичь Венеры, была благополучно выведена на орбиту 11 ноября 1963 года (понедельник), но там и осталась. Не сработал разгонный блок. 20 апреля 1964 года (понедельник) была предпринята пятая попытка запустить станцию, предназначенную для мягкой посадки на Луну. Взорвалась ракета-носитель.

Тем не менее, ракетчики отчаянно пытались запустить хоть что-нибудь в понедельник. Стоит отметить, что это все-таки иногда удавалось. Четыре фоторазведчика «Зенит» были выведены на орбиту именно в понедельники, и вполне успешно. Но на эти четыре успешных старта, произведенные до 1965 года, пришлось 11 «понедельничных» аварий! С 1965 года понедельник считается в Советской, а теперь и Российской космонавтике чуть ли не официальным «не стартовым» днем. С суевериями Королева, непостижимым образом подтвердившимися на практике, спорить никто уже не собирается. Кстати, сам Генеральный конструктор так никогда и не смог объяснить, почему ему изначально не приглянулся именно понедельник. 

На космодроме Плесецк перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут «Таня» – говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Однажды забыли написать заветное слово – ракета во время старта взорвалась (на самом деле, в Плесецке было две стартовые катастрофы, унесшие жизни более шестидесяти человек).

Из-за суеверий, Валентину Терешкову боялись посылать в космос - все вспоминали старую морскую примету на счёт женщины на корабле. Но советское руководство суеверием не отличалось. В 1963 году, накануне международной конференции женщин в Москве в космос должна была лететь именно женщина.

Космонавты Сергей Залетин и Александр Калери (экипаж

Космонавты Сергей Залетин и Александр Калери (экипаж "Союз ТМ-30") отдают дань традиции, поливая колесо автобуса. 4 апреля 2000 г

На Байконуре вечером перед стартом космонавты обязательно смотрят «Белое солнце пустыни», а утром каждый прилежно расписывается на двери гостиничного номера. Как говорят, они покрыты автографами снизу доверху. Закрашивать или мыть двери категорически запрещено. Неподалеку от стартовой площадки автобус с космонавтами останавливается, они выходят из него и усердно орошают колесо – именно так сделал перед своим полетом Юрий Гагарин. Напоследок перед стартом космонавты получают от начальника дружественный пинок. 



Есть на Байконуре и «несчастливые даты». Старт никогда не назначают на 24 октября. В этот день вообще не проводят на стартовых площадках никаких серьезных работ. 24 октября 1960 года на стартовом столе Байконура произошел взрыв ракеты-носителя МБР Р-16, погибли десятки человек. 24 октября 1963 года на стартовом столе вспыхнула ракета Р-9А. Сгорели восемь человек.

С 13 числом никаких особенных суеверий у российских космонавтов и ракетчиков не связано. Конечно, это число мало кому нравится, но помешательства на "пятнице 13-го" у нас точно нет. Зато в НАСА 13-е число очень не любят – были уже неприятные инциденты. Так, знаменитый лунный "Аполлон-13" отправился к спутнику земли 11 апреля, а 13 апреля на борту корабля произошел взрыв – взорвалась одна из кислородных цистерн.

Космонавты никогда не дают автографов до полета, поскольку есть большой шанс быть снятым с программы вплоть до последнего дня перед запуском. Некоторые принципиально избегают ставить автографы чёрными чернилами. Однако весь экипаж обязательно расписывается на бутылке водки, которую выпивают уже на земле, в казахской степи, после удачного полёта.

Весь этот сложный ритуал с удовольствием исполняют и космонавты из других стран, которые взлетают с российских космодромов. А после первого старта российско-американского экипажа на Международную космическую станцию в 2000 году американцы внесли и свою лепту. Тогда жена командира экспедиции Уильяма Шепарда Бет закурила особую сигару – так родственники членов экипажей давно уже делают после запуска «шаттлов». А сам Шепард, бывший военный подводник, попросил, чтобы, провожая на старт, начальство пожелало космонавтам «сильного ветра и быстрого корабля», что соответствует нашему напутствию «семь футов под килем». После благополучного старта и возвращения русско-американской экспедиции горячие головы немедленно решили вплести американские обычаи в российский ритуал.

 

 

Десятка профессиональных суеверий...

Десятка профессиональных суеверий...


10 место: Врачи стараются никогда не меняться дежурствами. Они говорят, что если начнешь суетиться и договариваться с коллегами, так обязательно достанется тебе такая ночка, что глаз сомкнуть будет некогда.

9 место: Летчики никогда не фотографируются перед полетом.

8 место: Музыкантам в день концерта нужно обязательно встать с правой ноги. Также считается, что перед концертом нельзя убирать кровать. Это одна из самых распространенных примет среди дирижеров и оперных певцов.

7 место: В театре, если пьеса (или роль) падает на пол, актер должен обязательно на нее сесть и с нею подняться. Если этого не сделать, то не удастся сыграть

6 место: Все знают, что указывать пальцем на что-либо – дурной тон. Моряки скажут вам, что особенно дурная примета - это показывать пальцем на небо. Это может разгневать богов и принести шторм или штиль. В каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.



5 место: Саперы-пиротехники никогда не прощаются, когда уезжают на вызов, и никогда не произносят слово “последний”, в каком бы то ни было контексте.

4 место: Пожарные говорят, что если во время дежурства почистить сапоги, обязательно поступит вызов на пожар. То же самое происходит, когда в расчете появляется новенький.

3 место: А когда пожарные возвращаются из отпуска, их поливают водой. Иначе и им, и их товарищам в этот же день придется выезжать на пожар.

2 место: Молодые врачи стараются не заниматься любовью в ночь перед дежурством. Потому что иначе следующее дежурство будет очень тяжелым, обязательно что-нибудь случится.

1 место: Наверное, самые суеверные люди на свете - это космонавты. Достоверно известно, что Сергей Королев не любил старты по понедельникам и всегда переносил дату, если она падала на понедельник. Почему – так и осталось большой загадкой. Тем не менее, в советской, а сейчас в российской космонавтике понедельник стал чуть ли не официальным "не стартовым" днем. А вот самое забавное суеверие космонавтов. На космодроме в Плесецке перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут "Таня". Говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Говорят даже, что однажды, когда забыли вывести на корпусе счастливое имя, ракета перед стартом взорвалась.

Французский король Людовик XIV всегда носил на шее платок, который ему подарила его экс-фаворитка Франсуаза де Блан, только потому, что однажды эта дама сказала ему, что, если король его снимет, то тут же потеряет корону. Ненавистный платок, спускавшийся до пупа, пачкался во время застолья, постоянно цеплялся за парик короля, и Людовику ежедневно приходилось отправлять его в стирку. Именно так началась история галстука..

Суеверия музейных работников

Суеверия музейных сотрудников. Опыт анализа явления


В предлагаемом докладе предполагается вычленение и рассмотрение разного рода суеверий, услышанных и зафиксированных в музейной среде. Отдельные из них приводятся в исследовательской литературе. Другие были услышаны лично мною и остались в записных книжках.


Суеверия присущи целым народам и каждому отдельному человеку.

В основе суеверия лежит обожествление сил природы. Однако кроме верховных богов в любой религиозной системе существует то, что получило название "низшей мифологии", - мелкие загадочные сверхъестественные существа, населявшие леса, водоемы, болота, дом. Все непонятное, загадочное объяснялось деятельностью этих существ. Они могли помогать или мешать людям, могли быть добрыми и злыми. Люди, со временем закрепившие за своими мифическими персонажами особые функции, стали связывать с тем или другим из них определенные жизненные ситуации, свои удачи и промахи. Постепенно сложилась целая система различных по значению и свойствам образов. О них складывались рассказы, и именно они дают нам возможность в настоящее время анализировать и изучать природу русских суеверий. Еще в 1940-е годы М. К. Азадовский ставил задачу издания отдельных суеверных народных рассказов, основанных на поверьях о "нечистой силе", но отразивших, по словам исследователя, не только "мир суеверных представлений народа, но и сложную систему его этических взглядов". В наше время в поле внимания исследователей попали суеверия моряков, летчиков, спортсменов, шоферов и даже челноков. То, что люди этих профессий особенно суеверны, понятно: их род занятий связан с постоянным риском.

Работа в музее позволила выделить определенный пласт суеверий музейщиков. Они существенно отличаются от суеверий перечисленных профессий.

В предлагаемом докладе предполагается вычленение и рассмотрение разного рода суеверий, услышанных и зафиксированных в музейной среде. Отдельные из них приводятся в исследовательской литературе. Другие были услышаны лично мною и остались в записных книжках. 

В 1974 году, находясь на экскурсии в Познани, в резиденции польских королей, о "Даме в белом" кисти неизвестного художника экскурсоводом было сказано, что (цитирую дословно) "от глаз этой женщины нельзя уберечься, если вы оказались в этом зале". И далее: "Фигуру этой женщины, гуляющей по саду и по залам, видели очень многие". Познанский музей является историческим памятником, и приведенное суеверие выглядит олицетворением этой памяти.



Идея памяти, особенно памяти исторической, являющаяся неотъемлемой составляющей музея, приводит к тому, что часть музейных суеверий связана как раз с музеями историческими и мемориальными, то есть с заложенной в них исторической памятью. Вот рассказ о Павле I и его резиденции - Михайловском замке: "Навечно прописанный в Михайловском замке, Павел и сегодня, как уверяют его обитатели, постоянно напоминает о себе. Его тень бродит по мрачным переходам и появляется в высоких окнах. И тогда на неожиданный скрип паркета, случайный стук двери или легкий шорох ветра люди оборачиваются и с трепетом произносят "Добрый день, Ваше величество" .

Во многих мемориальных музеях бытует предание о призраке, чаще всего человеке, умершем рано или же насильственной смертью, или же самоубийце, призрак которого, не успокоившись, продолжает тревожить мемориальный дом. К мифологии подобного рода можно отнести:

1. рассказ о призраке в одежде XVIII века, бродящем по аллеям Спасского-Лутовинова; 

2. факт, что в Алабинском историко-краеведческом музее (Самара) в бытовой экспозиции, посвященной семье Ульяновых боялись ночевать сторожа. По свидетельству экскурсовода Ларисы Богдан каждое утро одеяло было слегка сдвинуто в результате посещения комнаты или духом Марка Елизарова, или самого Владимира Ильича. 

3. во время выставки восковых фигур из Санкт-Петербурга охранники слышали стук каблучков княгини Голицыной, прототипа графини из пушкинской "Пиковой дамы". Вызывали даже экстрасенса, который подтвердил этот факт (от В. Сорокина, зам. директора по развитию Алабинского краеведческого музея).

4. повествование о призраке прапорщика Котляревского в Музее усадьбе Н. Г. Чернышевского, умершего молодым от тифа. Его вдова, родная сестра матери Н. Г. Чернышевского вскоре вышла замуж за Пыпина. У нее родилась двойня. По семейному преданию призрак прапорщика явился к ней и сказал, который из ее детей умрет. На следующий день так и случилось.

5. повествование о призраке дочери А.Л. Куща, работавшей в городской библиотеке, занимавшей часть помещений музея имени А. Н. Радищева, и повесившейся в подвалах музея. По свидетельству охраны, дежурящей по ночам, иногда в проходе виден ее силуэт, а временами слышатся шаги или дыхание. 

6. рассказ о своеобразном полтергейсте мемориального музея А. М. Горького в Нижнем Новгороде, когда, по словам дежурной музея, расположенного в доме купца Киршбаума, где писатель проживал со своей семьей в 1901 году, "ночью на втором этаже кто-то ходит в тяжелых сапогах, двигается мебель, открываются ящики столов". Не менее странные явления наблюдали сотрудники домика Каширина. Они уверены, что встречались с привидениями: сухоньким старичком, пересчитывавшим деньги и молодой женщиной, поднимающейся по лестнице".

Подробный рассказ именно о "домиках Горького", приводимый по конкретной публикации, точно передает все подобные музейные суеверия.

Они сводятся, во-первых, к шорохам, шагам, силуэтам фигур. Во-вторых, их никто и никогда сам не видел. Он лишь слышал о них от кого-то. Как истинно фольклорное предание, оно бытует исключительно в устном виде. Их повествовательная природа близка любой "страшной истории", балладе или легенде.

Другой значительный пласт музейных суеверий касается основания музеев, музейных вещей, экспонатов. Сюжеты о них более разнообразны, часто связаны с особенностью вещи и ее историей, или же с реальными историческими лицами. Источником этих суеверий является сама функция музея как хранилища собраний разных стран и эпох. По количеству подобного рода суеверий лидируют музеи Санкт-Петербурга и, в частности, Эрмитаж.

Известно, что создание художественной коллекции Эрмитажа имело ярко выраженную политическую цель - "доказать миру, что могущественная Россия способна ослепить блеском своей культуры и цивилизации любое европейское государство" . В фольклоре факт создания Эрмитажа сводится к чисто бытовому происшествию. Согласно преданию, " прогуливаясь по Зимнему Дворцу, молодая Екатерина наткнулась в полутемной кладовке на большую картину "Снятие с креста". После смерти Елизаветы Петровны картину будто бы перенесли сюда из ее комнат. Екатерина надолго остановилась, любуясь полотном, а когда оторвалась от него, твердо решила создать у себя во дворце картинную галерею". 

Два основных мифологических повествования связанных с Эрмитажными вещами касаются зала искусства Древнего Египта. Привожу первое, лично услышанное мною зимой 1990 года. Смотрительница зала искусства Древнего Египта говорила другой: "Моя-то опять ночью ходила. Я с утра пришла, стала пыль стирать, вижу: крышка криво лежит. Значит, опять вставала, опять гуляла". Речь идет о мумии, экспонирующейся в этих залах. 

В другом зале выставлена статуя древнеегипетской богини Мут-Сохмет. По древнеегипетской мифологии львиноголовая богиня войны и палящего зноя решила уничтожить все человечество. В ее замысел вмешались боги. Ночью, когда Мут-Сохмет спала, они разлили вокруг нее подкрашенное в красный цвет пиво. Наутро богиня выпила пиво, приняв ее за человеческую кровь, и успокоилась. Современная эрмитажная легенда рассказывает, что богиня успокоилась не совсем, и угроза человечеству не исчезла. "Раз в году, в полнолуние, на базальтовых коленях богини появляется красноватая лужица. Но к утру, незадолго до появления первых музейных посетителей бесследно исчезает".

В музее этнографии в Санкт-Петербурге есть экспонат - муляж эскимоса с луком в руке. Нет нужды говорить о том, что и его одежда, и оружие подлинны и обладает качеством старины. Два раза за время экспонирования лук, который держит эскимос в руке, стрелял. Оба выстрела предшествовали важным событиям в жизни страны. Одним из этих событий было начало Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады. 

От сотрудников отдела русского искусства была получена информация о странном эффекте, полученном в результате подсветки "радищевского" уголка в старом здании: тени от картин и от витрины имела форму шестиугольника, вызывающего ассоциацию с гробом. Конфигурация тени сохранялась, даже когда лампочка перегорала. 

Не менее загадочная история связана с другом братьев Боголюбовых отцом Нестором, в прошлом их сокурсника по Морскому корпусу, носившего в миру имя Николая Засса. Перед принятием им сана архиепископа Камчатского и Алеутского отец Нестор поменялся с Алексеем Петровичем Боголюбовы часами. Далее брат Алексея Петровича Боголюбова Николай Петрович свидетельствует: "После кончины брата наше консульство в Париже прислало эти часы мне. Я снял с них три брелока, два отправил в музей, а один оставил у себя. Спустя некоторое время я случайно открыл заднюю доску и нашел там кусочек бумажки с загадочными следующими словами: "Благослови венец лет лета благости Твоея Господи сохраняя в мире и здравии твоего Алексея на 1896 год" (т. е. год кончины Боголюбова - Н. Г.). 1896 год был для брата моего роковым годом, и о. Нестор, по всей вероятности, предчувствовал, что он будет для друга его детства последним в жизни. В жизни нашей есть много неразъяснимого, таинственного. Как бы там ни было, но брат мой никогда не говорил об этой записочке. Человек, Измаил, служивший у брата более десяти лет, сообщил мне, что за время его служения у брата часы отдавались в починку два раза, и оба раза брат тщательно вынимал записку и прятал в портфель, который всегда носил с собою". 

В воспоминаниях Николая Петровича Боголюбова, хотя он, в отличие от брата не был ни коллекционером, ни создателем музея, мы видим феномен в целом присущий всем музеям в равной степени. Я имею в виду эффект определенного психологического состояния, когда вещь обретает автономию от человека и начинает жить своей собственной жизнью. 

Музейные суеверия связаны с бытованием вещи в музейном пространстве. Дело в том, что вещь в музее, картина, одухотворенная именем автора и портретом изображаемого лица помимо нашей воли обретает черты живого существа. В этом плане очень интересен образ из повести "Школа мудрых правителей, фактически объясняющая эффект восприятия картины как живого существа. Персонаж этой повести, занимающийся тем, что копирует старые портреты, говорит следующее: "Разве портреты не призраки?. Человека уже на свете нет, а он смотрит на тебя с грустью или улыбается" . Очеловечивание вещи может основываться, таким образом, на природе самой вещи.

На лексическом уровне подробное восприятие вещи выражается в том, что действия, в которых предмет, картина которые должны быть объектом действия, становятся его субъектом. В предложении "Рокотов сорвался" или "Шишков пополз" (я, в данном случае привожу примеры из практики нашего музея), очевидно, происходит одушевление вещи, перенос на нее не только свойств живого, но прямо-таки, человеческого и разумного существа. 

Заместитель директора по учету и хранению нашего музея неоднократно утверждала, что вещи сами определяют свое место в музее. После демонтажа выставки и возврата в хранение, они "никогда не хотят стоять на своих прежних местах". Видимо, таким образом, сказывается обретение ими нового "экспозиционного опыта" или же им "так понравилось быть на выставке", что они не желают возвращаться на место. При монтаже выставок вещь может "не захотеть находится" рядом с какой-то другой вещью. И хотя любой экспозиционер объяснит этот факт законами пропорциональности, эстетики и особенностями человеческого восприятия, в жаргоне музейщика экспонат будет наделен чертами характера, преимущественно, строптивостью и упрямством, собственными желаниями, и способностью к реализации этих желаний. 



Каждый музейный работник свято верит, что (цитирую опять Л. М. Михайлову) "вещи - хозяева музея, а мы их слуги". И как хозяева они обретают индивидуальные характеры и способность эти характеры проявлять. Думается, что этим, как раз и объясняется неизбежность и закономерность антропоморфизма вещи в системе музея. Поэтому изображения портретов способны оживать, мумии двигаться, вещи перемещаться и жить отдельной от музея и выставочного пространства жизнью.

И последний аспект музейных суеверий - это приметы. Известно, что своим происхождением приметы восходят к первобытному земледельческому сознанию, когда с их помощью крестьянин ориентировался в каждодневной жизни, определяя сроки сева и уборки урожая. Определение сезонных особенностей того или иного года были неотъемлемой частью как его сознания, так и его быта. В стенах музея, в котором я имею счастье работать, я слышала две приметы. Одна из них звучит следующим образом. "Если картина во время закупки упала, то она будет куплена". Эта примета пришла в музейную среду от художников.

Факт падения картины толкуется в суеверии как определенное проявление ее желаний, а конкретно - того, что она не хочет находиться там, где находится. Истоки суеверия коренятся в стародавних повествованиях об иконах, которые, сами "выбирали" себе место, где висеть, и, оказавшись не в том храме, "сходили" со стены и висели в воздухе. Наделение предмета свойствами живого существа, то есть тот же антропоморфизм здесь очевиден. 

Несколько иная природа у другой приметы. Она связана со временами года и касается вещей и материалов, из которых вещь сделана. По словам главного хранителя музея Л. Е. Дальской, "если год начинается с серебра, он будет удачным". Серебро - понятие широкое. Это может быть закупка серебряного изделия или выставка серебряной утвари. Главное, чтобы в начале календарного года возникло серебро, и тогда год будет удачно профинансирован. 



Суеверие о власти металла восходит к глубокой древности, когда серебро и золото были самыми знаковыми металлами мифологий всех народов. С золотом в сознании фактически всех народов связаны идеи постоянства, достоинства, превосходства, богатства, но также и упадка, тленности, ревности, предательства. Эти образно-символическое звучание металла воплотилось в парадигматической антитезе "золотой век" - "золотой телец".

Серебро несет другую информацию: идея мздоимства, заложенная в понятии "сребролюбия" и обозначение предательства, связанное с "тридцатью сребрениками" затмевается тем значением доброго и прекрасного, который несут образы, связанные с серебром. Серебро воплощает способности, красноречие, радость, деньги. Словосочетание "серебряная связь" означает связь между преходящим и вечным, что, в целом, призван осуществлять музей. Идиома "серебряная ложка во рту" в английском языке означает удачу, успех и везение. 

Таков очень небольшой круг суеверий, который нам удалось вычленить и проанализировать. Их природа та же, что и у всех остальных суеверий и мифологического сознания, которое, как показывают факты, никуда не исчезло в начале третьего тысячелетию. Мифологическому мышлению присуще метафорическое сближение природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей среды, в том числе одушевление вещей, среди которых довелось жить и работать. Ему свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, но перемена их местами, разграничение предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. При этом оно всегда безразлично к противоречию и причинно-следственным связям. Объекты сближаются по вторичным чувственным качествам, близости в пространстве и времени и выступают в качестве знаков других предметов и событий.

Современному городскому фольклору в целом свойственно снижать пафос происходящего. Музейная мифология нарушает качество элитарности, познавательности, заложенное в учреждении, делает его более открытым и демократичным.

Материалы VIII Боголюбовских чтений

Суеверия в футболе

Футбол меняется, а суеверия остаются – они такие же, как сто или десять лет назад.

Ромео АНКОНЕТАНИ И МНОГО СОЛИ
Платон говорил, что соль особенно дорога богам. Так что нет ничего удивительного в том, что футбольные фанаты – замаскированные любители греческой философии – часто приправляют газоны в надежде на то, что Фортуна повернется к ним лицом. Исключением является Южная Америка, где с помощью соли с давних пор вызывают злых духов поражения.

Учитывая то, что итальянцы традиционно делают все не так, как остальные, и часто переусердствуют – ставят против своей команды из суеверия, например, Ромео Анконетани, легендарный бывший президент «Пизы», редко ограничивался в своих предматчевых ритуалах щепоткой соли. Более того, однажды перед ответственным матчем с «Чезеной» он усыпал поле на «Арене Гарибальди» 26 килограммами соли.

Пабло ЭРНАНДЕС КОРОНАДО И ЗУБЧИК ЧЕСНОКА

К сожалению, в нашей стране чеснок признается врагом свежего дыхания и этих длиннозубых кровососущих существ, которые снова в моде и не сходят с киноэкранов. Но чеснок очень ценят в Испании и Италии, и не только за его кулинарные свойства.

Пабло Эрнандес Коронадо, бывший голкипером мадридского «Реала» с 1915 по 1922 год, который прожил до ста лет, однажды заявил, что его команда не могла выиграть титул пять лет подряд, потому что их стадион был перестроен.

Так продолжалось до тех пор, пока один дерзкий болельщик не прорвался на поле и не закопал зубчик чеснока в центральном круге. Результаты волшебным образом пошли вверх.

«АЯКС», ЙОГИ И МАССАЖНЫЙ СТОЛ

Для одних Йоги просто симпатичный мультяшный медведь. Для других – легендарный кэтчер «Нью-Йорк Янкиз» и их главный тренер. А для Сало Мюллера, физиотерапевта «Аякса» 70-х годов, Йоги был Йоханом Кройфом в сложном предматчевом ритуале с массажным столом.

«У каждого игрока был свой номер, – рассказал Мюллер. – Если, скажем, человек номер три уходил в туалет, нам всем приходилось его ждать. А когда я заканчивал свой массаж, обязательно говорил что-нибудь особенное каждому игроку. Кройфу я всегда говорил: «Йоги, тви». Я звал его Йоги, сам не знаю почему. Хенку Гроту я говорил: «Хенк, очень, очень хороший матч. Два «очень». Судя по всему, это работало, потому что «Аякс» выиграл три подряд Кубка европейских чемпионов с 1971 по 1973 год.

Брюс ГРОББЕЛАР И МОКРЫЙ КОЗИЙ ХВОСТ
Задолго до того как так называемые «ноги-спагетти» вынудили Франческо Грациани промахнуться в первой в истории серии пенальти в финале Кубка европейских чемпионов, Брюс Гроббелар принимал участие в причудливом, но весьма распространенном в Зимбабве ритуале.

«Мы по одному подходили к знахарю, чтобы нас окропляли водой с помощью козьего хвоста. И пока мы были мокрыми, надевали футбольную форму и возвращались в круг, чтобы петь вместе со всеми».

ГОВЯДИНА Карлоса БИЛАРДО ОКАЗАЛАСЬ ЦЫПЛЕНКОМ Алана ШИРЕРА

Банально говорить о том, что футболисты ненасытны по отношению к птице. Но это лишь общее утверждение.

В бытность игроком «Саутгемптона» Алан Ширер получил прозвище «цыпленок и фасоль» – таким было его основное блюдо перед матчами. Когда «Ньюкасл» вскоре после его возвращения открыл ресторан под названием Shearer's, в меню обнаружилось не меньше шести блюд, в основе которых значилась курица.

Карлосу Билардо, тренеру сборной Аргентины на чемпионатах мира-1986 и 1990, повезло в том, что он никогда не работал на «Сент-Джеймс Парк». Эль Нарихон – то есть большой нос – признавал курицу несчастливой едой и заставлял своих футболистов питаться говядиной.

Сам он, выступая за «Эстудиантес» в 60-х годах, был груб в единоборствах и бил по ногам. Иначе говоря, он ел говядину на обед, а своих соперников на ужин.

Карл-Хайнц РУММЕНИГГЕ И ЕГО МЕСТО У ОКНА

Стереотипы часто бывают грубыми, бесполезными и слишком прямолинейными. Особенно, когда речь идет о немцах. Но даже на общем фоне Карл-Хайнц Румменигге отличался брезгливостью и преуспел в наведении порядка.

На самом деле, горе тому, кто стремился на место слева у окна в четвертом ряду в клубном автобусе мюнхенской «Баварии» в 70-х и начале 80-х годов. Оно принадлежало только «Калле» и никому другому. «Футболисту обязательно нужно быть суеверным», – говорил он.

Капитан «Челси» Джон Терри, должно быть, полистал биографию Румменигге, ведь он тоже очень трепетно относится к своему креслу в клубном автобусе и собственному парковочному месту на «Стэмфорд Бридж». Но очень маловероятно, что он перед каждым матчем съедает по три печенья и выпивает полчашки чая, как делал Румменигге.

СУАРЕС, ИЛЬ МАГО И БОКАЛ КРАСНОГО ВИНА
Иисус обращал воду в вино. Луис Суарес, полузащитник «Барселоны» и «Интера» 60-х годов, специализировавшийся на трюках, полагал, что он может обращать вино в голы, но только если его бокал разбивался во время предматчевого приема пищи.

Легендарный тренер «Интера» Эленио Эррера по прозвищу Il Mago («Волшебник») обеспечивал это перед важными матчами. Он подходил к обеденному столу и случайно опрокидывал бокал Суареса. Испанец, увидев намокшую скатерть, спешил окунуть палец в вино, а потом дотронуться им до головы и ноги.

Кто знает, сколько бутылок прекрасного вина помогли Суаресу забить 115 голов за карьеру?

ФРАНЦУЗ, ШВЕД И АСТРОЛОГ

Сейчас в распоряжении футбольных тренеров имеется целый арсенал подручных средств, помогающих им выбирать состав. Некоторые из них используют Prozone - систему анализа выступлений, чтобы оценивать свои решения.

Но только не бывший главный тренер сборной Франции Раймон Доменек. Рассуждая о футбольных звездах, он неизменно упоминает о знаках зодиака.

«Когда у меня в обороне играет Лев, я всегда держу ружье наготове, потому что знаю, что в какой-то момент он обязательно захочет устроить шоу, и это будет дорого нам стоить», – объяснял он выбор состава на Euro-2008, приводя в ужас болельщиков сборной Франции.

Подобные комментарии не ухудшили ситуацию вокруг Доменека – он уже был непопулярен. Так что ему, возможно, будет приятно узнать, что Нильс Лидхольм, бывший тренер «Ромы» и «Милана», регулярно консультировался по поводу состава на ключевые игры с известным магом Марио Маджи.

Маджи даже предсказал «Роме» поражение в финале Кубка европейских чемпионов-1984. «Нильс не разговаривал со мной два месяца, – признался он. – Я был счастливым талисманом не только для него, но и для некоторых других игроков. Например, Бруно Конти и Франко Барези».

Серджо МАНЕНТЕ И ЕГО СЧАСТЛИВЫЙ АВТОГОЛ

Забудьте о кальчополи и триаду Лучано Моджи. До скандала с договорняками в 2006-м было время, когда «Ювентус» выделялся совсем другим.

Если Джанни Аньелли хотел приобрести игрока, он просто обещал построить фабрику в городе его клуба. Серджо Маненте, атакующий полузащитник «Юве» конца 40-х и начала 50-х, является примером такого подхода.

После завоевания скудетто в 1950-м и 1952-м Маненте делал специальный жест. Поднимал ладонь и растопыривал пальцы – это все, что нужно было знать вратарю Джованни Виоле. В течение пяти минут Маненте забивал в свои ворота. Он никогда не подводил. Это была его маленькая жертва футбольным богам.

Алан РАУФ, СТАРЫЙ ТЕННИСНЫЙ МЯЧ И ЧЕРТОПОЛОХ

В Бразилии говорят, что трава не растет там, где стоит вратарь, а это уже достаточная причина для возникновения суеверий. Легендарный испанский голкипер Рикардо Самора вешал в сетку своих ворот тряпичную куклу, видимо, считая, что именно она приносит удачу. Хотя, вероятно, она просто пугала нападающих.

Вратарь «Ривер Плейт» в 40-х, 50-х и 60-х Амадео Каррисо днем и ночью носил свою бейсболку. Он провел восемь подряд матчей без пропущенных мячей. И только нападающему «Бока Хуниорс» Анхелю Клементе удалось стащить головной убор. Стоит ли говорить, что Каррисо пропустил дважды и «Ривер» проиграл то дерби.

Бывший первый номер сборной Шотландии Алан Рауф имел достаточно суеверий. Он не брился перед игрой, носил с собой старый теннисный мяч, его брелок для ключей был выполнен в форме чертополоха, он всегда занимал 13-й шкафчик в раздевалке. Не потому ли он никогда не проигрывал на «Уэмбли». Да не отвернется от него удача.

 

 



Значение слова Суеверие

Суеверие — предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещения будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

Понятие «суеверие», также как понятия Истина, Ложь, Заблуждение, Предрассудок, чётко в принципе не определимо, и отнесение того или иного представления к суевериям во многом субъективно. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя(Пигмалиона) и хоторнским эффектом. Суеверия являются мемом.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. Основные интенции
- желание заглянуть в ближайшее будущее,
- избежать неблагоприятных ситуаций,
- утешить человека,
- желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями;
- содержание приметы или то, что ее заметили, может коррелировать с действительными закономерностями, которые слишком сложно подтвердить научно;
- приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.

Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

"Суеверия - сказки, которые придумывают люди, чтобы объяснять свои неудачи" (Prue Halliwell)

смотрим также Флоренский П.А. "О суеверии"

 

Поделиться с друзьями!
Обcудить на форуме (комментариев 0).

Комментарии   

# перевод термина "суеверие на другие языкиCedars 19.04.2011 12:08
На русском - суеверие
на украинском - марновірство, забобони
на польском - Przesąd, zabobon
на голландском - Bijgeloof
на английском - Superstition
на французском - Superstition
на немецком - Aberglaube
на арабском - خرافة
на китайском - 迷信
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# RE: Суеверия в жизне, в рекламе. История суеверий и примет.Cedars 19.04.2011 12:09
Незадолго до смерти Вольтер сформулировал свое итоговое исповедание: «Я умираю, преклоняясь перед Богом, любя моих друзей, не испытывая ненависти к моим врагам, отвергая суеверие»
(цит. по: Pomeau R. La religion de Voltaire. P., 1956. P. 448).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Профессор Бристольского университета Брюс Худ о суеверияхCedars 19.04.2011 12:28
Предрасположенн ость к суевериям
Суеверия заложены в генах







Даже образованные и, казалось бы, лишенные веры в иррациональное англичане постукивают по дереву, боясь сглазить удачу; опасаются смотреть на свою тень в лунную ночь, что, по поверью, предвещает скорую кончину; не раскрывают в доме зонтик и стараются не проходить под стремянкой. Немало и тех, кто верит, что во время Хэллоуина призраки и духи умерших действительно возвращаются к себе домой.

В докладе, который известный британский психолог, профессор Брюс Худ прочитал на очередном ежегодном съезде Британской ассоциации науки, утверждается, что никакие рациональные разъяснения и доводы не могут заставить суеверных людей отказаться от своих представлений, так как они сами неспособны их контролировать. «Существует два типа людей, - отмечает профессор Худ, - те, кто верит в сверхъестествен ное, и те, кто не верит, но тем не менее опасается его. Даже у не религиозного и в целом не суеверного человека сохраняется определенная форма веры в иррациональное» .

Свои доводы Брюс Худ подкрепляет результатами проведенных им экспериментов над самыми разными группами людей - разной образованности и различных профессий. По его словам, большинство людей без какого-либо рационального объяснения избегают вещей, которые ассоциируются для них со злом в самом широком смысле. Однажды на своих лекциях в университете профессор Худ продемонстриров ал довольно невзрачную куртку синего цвета с коричневыми пуговицами и пригласил любого человека из аудитории примерить ее за вознаграждение в 10 фунтов. Поднялось море рук желающих подработать. Однако затем профессор объяснил, что куртка некогда принадлежала знаменитому серийному убийце Фреду Уэсту. После этого почти все студенты опустили руки. На самом же деле куртка никогда не принадлежала преступнику. Или другой эксперимент. Группе людей было предложено разрезать ножницами принадлежащие им фотографии, при этом их предупредили, что это может вызвать у них негативную эмоциональную реакцию. Лишенные, как они утверждали, суеверий и предрассудков владельцы фотографий уверяли экспериментатор ов, что для них это не составит проблемы и никак не повлияет на их эмоции. Однако приборы, регистрировавши е эмоциональное состояние и связанное с ним потоотделение, зафиксировали, что, как только такому рационалисту попадалась фотография, имевшая для него какое-то персональное значение, происходил «эмоциональный взрыв», чего не было при разрезании безразличных для него фотографий. Бессознательно, руководствуясь иррациональными побуждениями, утверждает Брюс Худ, люди связывали кусок картона с напечатанным на нем изображением. В первобытных, архаических культурах это психическое явление лежит в основе тотемизма и веры в магические ритуалы. «Если суеверия обусловлены генетически, то почему одни люди менее суеверны, чем другие?» - спросила я профессора Худа.

- Я вовсе не утверждаю, что сами суеверия обусловлены генетически. В своем докладе я говорю лишь о том, что генетически закреплен порождающий суеверия механизм нашего восприятия мира и что именно он и делает невозможной рациональную борьбу с верой в магическое. Младенец, появляясь на свет, пытается понять, как этот мир устроен. При этом ему приходится сталкиваться с вещами и явлениями, которые он не может видеть и осязать. Так, имея дело с физическими предметами, он вынужден думать об их весе или плотности. Такие вещи вы не можете непосредственно созерцать; для этого нужно подключить воображение или абстрактное мышление. Именно в раннем детстве происходит наш первый опыт столкновения с реально не существующими вещами.

В своем докладе я отмечаю, что большинство детей младшего возраста считают, что способность видеть - это результат исходящей из глаза энергии. Но все мы понимаем, что такая энергия является частью физического мира, а не человека, и исходит не из глаза, а направлена в глаз, и что это и порождает сам процесс зрения. Однако дети в очень раннем возрасте считают, что это не так и что энергия исходит именно из глаза. Этот феномен лежит в основе магических верований. Многие суеверные взрослые также полагают, что нашими восприятиями и ощущениями руководит некая неконтролируема я нами сила. И это очень распространенно е представление. Девять человек из десяти скажут, что иногда ощущают, что на них кто-то смотрит, даже когда ситуация исключает такую возможность.

Мы все, хотя и в разной мере, подвержены чувству иррационального . Приведу пример. У многих из нас есть вещи, с которыми нас связывают какие-то сентиментальные воспоминания, скажем, обручальные кольца или подарки любимых. Не осознавая этого, мы полагаем, что эти вещи содержат внутри себя некую субстанцию, которая связана с их бывшими владельцами. И в этих случаях мы ведем себя так, будто это вещи обладают какими-то особым магическим свойством или качеством. Логика и рациональные доводы никогда не смогут погасить это эмоциональное ощущение.

- А не может ли быть, что в основе суеверий лежат какие-то рациональные причины? Можно ли допустить, к примеру, что это своего рода психический механизм защиты от страха смерти?

- Да, конечно. Думаю, что главный страх, который испытывает каждый человек, - это страх, вызванный перспективой смерти. И он оказывается огромным стимулом для веры в магические и оккультные явления. Если вы верите, что ваша жизнь не зависит от вашего тела и что ваш дух может существовать и после смерти, то это реально уменьшает, а иногда и подавляет этот страх. Такие люди верят, что наш разум и наша душа существуют независимо от мозга и что мы можем существовать за пределами тела. Именно это и является духовной основой веры в иррациональное.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Указ Синода о непродаже в монастырях и церквах чудотворного меда и масла и о присылке веригCedars 19.04.2011 13:23
Оп.: Указ Синода о непродаже в монастырях и церквах чудотворного меда и масла и о присылке вериг // Исторический вестник, № 3. 1881


"От Святейшаго Правительствующ его Синода объявляется: "1722 года, февраля в 28 день, по указу его императорскаго величества Святейший Правительствующ ий Синод уведомился чрез некоторое известие, что в Чудове монастыре, чудотворца Алексея продается приходящим людям некакой мед, собственным его чудотворцевым называемый, а в церкви Василия Блаженнаго употребляется в продажу некакое масло, и в почтении содержится и в других монастырях и церквах подобные тому продажи бывают, также во многих монастырях и церквах обретаются будто чудотворцев некоих вериги, которые возлагают аки бы для изцеления на младенцев, но не без скверноприбытно й денег выманы. И разсудивши опасно, что таким продажам быть не подобает, согласно приговорили, такие продажи яко не надлежащия и подозрительныя, весьма пресечь, дабы отнюдь никто ничего вышеозначеннаго за святыню почитается, продавать не дерзал, под лишением сана своего и под потерянием движимаго и недвижимаго имения. А ежели кто из правоверных, по своему желанию и по прежнему обычаю, онаго меда, или масла, или прочаго, за святыню почитаемаго требовать будет, и тем онаго в употребление давать безденежно, дабы подозрения за то и нарекания на монастыри и церкви не было. А вериги везде, где обретаются, присылать в Святейший Правительствующ ий Синод без всякой утайки при доношениях.. А ежели кто безстрашием своим, и за сим его императорскаго величества указом, и синодальным запрещением, от вышеозначеннаго что продавать, и деньги, или другое что, от кого будет требовать, или даемое принимать будет, и о том каждому, кто бы какого звания не был, увидев или уведав сие, доносить в Святейшем Правительствующ ем Синоде без всякаго попущения и прикрывательств а, за что те доносители признаны будут [698] за достоверных людей, а иные за усердное донесение и награждения от Святейшаго Синода будут сподоблены, а преступники жестоко за оное лакомство накажутся. И о том всенароднаго ради ведения распубликовати сии указы и разослать как во оные места, так и по всюду немедленно, дабы неведением никто не отговаривался.

Подлинный приговор за подписанием всего Святейшаго Правительствующ аго Синода.

Печатано в Московской типографии.

Лета Господня 1722 г. Марта в 6 день".

Сообщено А. П. Коломниным
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# RE: Суеверия в жизне, в рекламе. История суеверий и примет.Roman 05.01.2014 18:10
- А если ложка на пол падает, это что означает?
- Значит, руки из жопы, потому что в приметы я не верю, а вот в причинно-следст венную связь - верю.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

В то время на форуме...

Реклама от Market-Studio.com

Разработка и сопровождение сайтов / форумов / интернет магазинов. .
Обучение вашего персонала работе с собственным сайтом или форумом

Справки по телефону +7.902.5198658
http://www.market-studio.com/

Реклама от Market-Studio.com

Хотите выгодно застраховать свою недвижимость или имущество?
Ваш страховой агент в Усть-Илимске и Усть-Илимском районе
Страхование имущества и недвижимости физических и юридических лиц.
Справки по тел: +7.902.76-28-760